Каннский кинофестиваль 2016: «Коммивояжер» — иранское кино без границ
Подходит к концу предъюбилейный 69 Каннский кинофестиваль. Среди картин, представленных в основном конкурсе последними, особенно выделяется фильм «Коммивояжер» иранского режиссёра Асгара Фархади. Новый фильм режиссёра произвёл очень благоприятное впечатление на зрителей фестиваля. Эта кинолента вновь напомнила миру, что иранское киноискусство по природе своей интернационально и может заинтересовать самую разномастную публику, минуя политические и ментальные границы.
Для Асгара Фархади одной из важнейших тем является семья – к ней он, так или иначе, обращается в каждой своей картине. В творчестве режиссёра семья занимает очень важное место. Центральные персонажи фильма «Коммивояжер» – это двое влюблённых людей, молодая семья в лице Эмада и его жены Раны. Эмад – учитель литературы одного из учебных учреждений Тегерана. Свободное время семейная пара посещает игре в любительском театре.
Одним из вечеров дом, в котором проживают Эмад и его жена, начинает рушиться из-за ошибки строителей, работающих неподалёку. Жильцов расселяют. Благодаря знакомому из любительского театра Бабаку им удаётся взять в аренду дешёвый уголок. Однако Бабак не упомянул о том, что прошлой хозяйкой квартиры была женщина лёгкого поведения. Бабак лишь вскользь говорит о том, что с прежним насельником этой квартиры были проблемы… Эмад и Рана принимают участие в постановке новой пьесы. По мере действия предполагается чтение героиней одного из монологов на сцене в полностью обнажённом виде. Однако, поскольку в Иране запрещено обнажаться на сцене, актриса произносит свою речь не раздевшись – таким способом автор кино показывает зрителю те культурные различия, которые лежат между востоком и западом.
Более двух часов режиссёр рассказывает зрителю эту историю, при этом не «разбавляя» ленту какими-либо развлекательными сценами. Игра актёров завораживает с самого начала, работа операторов и режиссёра вызывает восхищение. Это тот редкий случай, когда во время просмотра столь серьёзного и глубокого фильма не удаётся отвести взгляд от экрана.